Мониторинг животного мира на особо охраняемых природных

РЕЗОЛЮЦИЯ

по итогам Всероссийской научно-практической конференции

«Мониторинг животного мира на особо охраняемых природных территориях»

(20–22 ноября 2025 года, г. Москва)

УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Рассматривая мониторинг объектов животного мира (далее – мониторинг животного мира) в качестве составной части государственного экологического мониторинга – одной из задач, возложенных законом на государственные природные заповедники и национальные парки, неразрывно связанной с выполнением задачи организации и проведения научных исследований на ООПТ;

обращая внимание на то, что мониторинг животного мира – историческая традиция отечественной заповедной системы, развивающаяся на протяжении 110 лет, начиная с деятельности первых российских заповедников (Саянского, Баргузинского, Астраханского);

констатируя, что мониторинг животного мира позволяет вести сбор и анализ данных, имеющих исключительное значение для информационного обеспечения миссии ООПТ – сохранения биологического разнообразия;

подчеркивая необходимость использования данных экологического мониторинга (в том числе мониторинга животного мира) при подготовке и реализации всех управленческих решений, связанных с функционированием самих ООПТ, включая вопросы охраны их территорий, сохранения природных экосистем и их компонентов, восстановления природных и историко-культурных комплексов и объектов, развития просветительской деятельности, туризма и рекреации, формирования соответствующей хозяйственной инфраструктуры, а также для обеспечения экологической безопасности на региональном и федеральном уровнях;

понимая важность соблюдения норм экологической этики в ходе природоохранной, научной и иной деятельности на ООПТ;

признавая, что на протяжении десятилетий низкий уровень бюджетного финансирования деятельности научных подразделений в составе госучреждений, осуществляющих управление ООПТ, (включая оплату труда штатных сотрудников) остаётся фактором, в значительной мере влияющим на эффективность этой работы;

выражая глубокую озабоченность тенденциями к снижению значимости и численности научных подразделений ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ, роли научно-технических советов этих учреждений и учёта позиции научных подразделений при принятии управленческих решений, затрагивающих ООПТ, а также случаями деструктивных решений по реорганизации указанных научных подразделений;

считая, что кадровая политика в ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ, должна быть направлена на привлечение высококвалифицированных и мотивированных специалистов, их всемерную поддержку, моральное и материальное стимулирование и создание надлежащих условий для работы;

отмечая необходимость системного усиления координации и научно-методического обеспечения организации экологического мониторинга на ООПТ на федеральном уровне;

выражая признательность научным и природоохранным общественным организациям за содействие развитию и поддержку научных исследований и экологического мониторинга на ООПТ;

СЧИТАЮТ НЕОБХОДИМЫМ:

1. Просить Минприроды России:

1.1.

Подготовить и внести в установленном порядке в Правительство РФ проекты федеральных законов:

«О внесении изменений в пункт 3 статьи 63.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в части отнесения государственного экологического мониторинга на ООПТ федерального значения к отдельной подсистеме Единой системы государственного экологического мониторинга;

«О внесении изменений в пункт 5 статьи 22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», в части установления, что ФГБУ, осуществляющие управление заказниками федерального значения, ведут в их границах государственный экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) в рамках подсистем, определенных федеральным законодательством.

1.2.

Рассматривать в числе приоритетных вопросы финансирования работ по экологическому мониторингу на подведомственных ООПТ, включая оплату труда сотрудников научных подразделений соответствующих ФГБУ, внедрение инструментальных методов мониторинга на ООПТ и обеспечение их современным оборудованием, путём увеличения размера нормативов на увеличение государственного задания.

1.3.

Безотлагательно организовать разработку и последующее утверждение:

комплексных программ долгосрочного экологического мониторинга для всех ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ, не имеющих в данный момент таких утверждённых программ, предусмотренных распоряжением Минприроды России от 31.10.2023 г. № 36-р;

региональных программ экологического мониторинга для близко расположенных и находящихся в сходных природных условиях ООПТ (в первую очередь на Кавказе, в Крыму, в Алтае-Саянской горной стране, в Прибайкалье, на юге Дальнего Востока, в Арктике), в т.ч. предусматривающих выполнение определённых мониторинговых работ путём обмена специалистами упомянутых ФГБУ, а также привлечение сторонних специалистов, в т.ч. из числа сотрудников институтов РАН, вузов и иных профильных организаций.

1.4.

Возложить вопросы координации экологического мониторинга на ООПТ на Институт глобального климата и экологии им. академика Ю.А. Израэля.

1.5.

Организовать, с привлечением профессионального экспертного сообщества (Комиссия РАН по сохранению биоразнообразия, профильные научно-исследовательские и природоохранные организации), системную работу:

по подготовке методологий и методик мониторинга различных групп объектов животного мира с учётом особенностей среды обитания, на сходных по природным условиям ООПТ (с их последующим утверждением) и разработке унифицированной системы представления получаемых результатов;

по подготовке, утверждению и изданию Руководства по экологическому мониторингу на ООПТ, включающее описание рекомендуемых для использования неинвазивных и малоинвазивных методик с практическими рекомендациями по их применению в разных условиях, а также первичной обработке и хранению получаемых данных;

по оказанию консультативной и методической помощи специалистам ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ, по вопросам научных исследований и экологического мониторинга;

по проведению обучающих семинаров и школ для специалистов по вопросам освоения передовых методик сбора и обработки данных мониторинга различных групп объектов животного мира (в т.ч. ориентированных на малоинвазивные, дистанционные и инструментальные методы);

по содействию оцифровке материалов Летописи природы государственных заповедников.

1.6.

Инициировать вопрос о пересмотре содержания Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на использование объектов животного и растительного мира, находящихся на ООПТ федерального значения (утверждён приказом Росприроднадзора от 1 октября 2020 г. № 1293), в первую очередь – в части нераспространения этого приказа на случаи использования указанных объектов ФГБУ, осуществляющими управление ООПТ, в рамках возложенных на них задач по проведению научных исследований и экологического мониторинга.

1.7.

Предусмотреть внесение изменения в приказ ФГБУ «ФНИЦ Охота» от 14 ноября 2022 г. № 74 в части исключения проведения ЗМУ на арктических территориях, расположенных в зоне тундр.

1.8.

Пересмотреть перечень приоритетных научных тем, утверждённых распоряжением Минприроды России от 31.10.2023 г. № 36-р, в части развития прикладных научно-методических тем по совершенствованию методологической и методической базы экологического мониторинга на ООПТ и адаптации к изменению климата, в том числе в части мониторинга животного мира.

1.9.

Обеспечить функционирование во всех ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ, научно-технических советов в строгом соответствии с пунктом 9.1. Методических рекомендаций, утверждённых распоряжением Минприроды России от 31 октября 2023 г. № 36-р.

1.10.

Не допускать изменения структуры ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ, в части упразднения научных отделов.

1.11.

Решить вопрос с единой системой компенсационных выплат («полевое довольствие») сотрудникам ФГБУ, направленным на полевые работы на подведомственных ООПТ, из средств государственного задания, в т.ч. разработав соответствующий нормативный правовой акт с чёткими нормативами.

1.12.

Развивать цифровизацию экологического мониторинга на ООПТ, в том числе через создание открытой Информационно-аналитической системы и баз данных, аналогично иным подсистемам Единой системы государственного экологического мониторинга.

1.13.

Предусмотреть финансово-правовую возможность ведения ФГБУ, осуществляющими управление ООПТ, уставной деятельности в виде научных исследований и мониторинговых работ за пределами установленных соответствующих ООПТ (в т.ч. в целях охвата ареалов популяций ключевых и индикаторных видов и получения документированных данных о различиях в динамике развития экосистем и их компонентов на ООПТ и на территориях, не имеющих установленного режима особой охраны).

1.14.

Обратиться в Минобрнауки России и РАН с просьбой восстановить в Номенклатуре научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени, шифр и наименование научной специальности «Охрана природы».

1.15.

При разработке проекта нормативного правового акта Правительства РФ о порядке добычи объектов животного мира, занесённых в Красную книгу РФ или субъекта РФ во исполнение статьи 7 Федерального закона от 31.07.2025 № 304-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», предусмотреть, что добыча объектов животного мира способами, приводящими к гибели, допускается, когда избежать такой добычи невозможно, в случаях:

устранения угрозы для жизни человека;

охраны здоровья населения;

предупреждения и ликвидации массовых заболеваний домашних животных;

предотвращения страданий травмированных объектов животного мира (при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного).

1.16.

Развивать конструктивное партнёрство и взаимодействие с профессиональным экспертным сообществом по широкому кругу вопросов территориальной охраны природы.

2. Рекомендовать ФГБУ, осуществляющим управление ООПТ:

2.1.

При разработке и оптимизации существующих комплексных программ долгосрочного экологического мониторинга предусматривать:

приоритетность продолжения долговременных (10 и более лет) рядов наблюдений на конкретной ООПТ;

наряду с внедрением современных методов мониторинга, планировать продолжение традиционных для конкретной ООПТ наблюдений;

внедрение элементов экологического мониторинга (в т.ч. мониторинга биоты) для слежения за воздействием рекреационной деятельности на экосистемы ООПТ на базе передовых отечественных и зарубежных исследований и подходов;

осуществление мониторинга инвазионных и чужеродных объектов животного и растительного мира;

приоритетное использование неинвазивных и малоинвазивных методов мониторинга животного мира.

2.2.

При проведении полевых работ в рамках мониторинга животного мира всемерно использовать потенциал:

государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, являющихся штатными работниками ФГБУ;

сотрудников профильных научно-исследовательских и общественных природоохранных организаций;

волонтёров, имеющих определенную подготовку и квалификацию;

студентов и аспирантов профильных вузов;

воспитанников юннатских кружков.

2.3.

При проведении мониторинга морских млекопитающих активно внедрять практику сетевого взаимодействия между ООПТ и научными организациями, имеющими сходные объекты наблюдения, для проведения синхронных учётов, обмена данными и методиками, в том числе используя многолетний опыт мониторинга китообразных (ООО «Лаборатория Брэма», Республика Крым) и Азово-Черноморской орнитологической станции (г. Мелитополь) и других.

2.4.

Создавать специализированные программы для туристов, желающих принять участие в мероприятиях по мониторингу и изучению объектов животного мира, развивать научное волонтёрство и гражданскую науку.

2.5.

Внедрять методологию орнитологического мониторинга на основе проведения комплексных учётов птиц в сезон гнездования и зимней стабилизации населения птиц, в том числе используя возможности привлечения любителей, студентов и юннатов для участия в комплексных учётах птиц.

2.6.

Выложить на официальных сайтах ФГБУ все ежегодные тома Летописи природы.

2.7.

Провести оцифровку Летописей природы за весь период ведения наблюдений и подготовки книг, с последующим размещением в открытом доступе.

2.8.

Содействовать обучению штатных сотрудников актуальным методам ведения мониторинга объектов животного мира.

3. Рекомендовать ИПЭЭ РАН:

3.1.

При создании и развитии в структуре Института Центра глобального экологического мониторинга и биобезопасности предусмотреть блок вопросов в сфере экологического мониторинга на ООПТ.

3.2.

Продолжить и расширить практику взаимодействия с ФГБУ, осуществляющими управление ООПТ, в части осуществления профильных научных исследований, экологического мониторинга и оказания консультативной и методической помощи специалистам ФГБУ.

3.3.

Активно содействовать разработке и внедрению единых протоколов мониторинга для ключевых видов морских млекопитающих на всех ООПТ их ареала.

3.4.

Выступить в качестве головной организации в области научно-методического сопровождения и координации мониторинга морских млекопитающих на ООПТ федерального значения, включая ведение общероссийской базы данных и организацию ежегодного анализа получаемой информации.

4. Рекомендовать Научно-исследовательскому Зоологическому музею МГУ имени М.В. Ломоносова:

Выступить в качестве головной организации в области научно-методического сопровождения и координации мониторинга численности птиц на ООПТ, включая ведение общероссийской базы данных и организацию ежегодного анализа получаемой информации.

5. Поручить МОО «Экспертный совет по заповедному делу»:

осуществлять контроль за ходом реализации настоящей Резолюции и содействовать практическому внедрению её предложений и рекомендаций.